- ПЛОСКОСТЬ
- - одно из понятий современной философии, свидетельствующее о происходящем в ней усилении интереса к топологическим структурам бытия, которое проявляется в расширении употребления в философии понятий, характеризующих топологические аспекты мира.
Традиционно П. соотносится с глубиной или высотой, соотнося горизонталь с вертикалью. По всей видимости, вертикаль в классической философии занимает одно из центральных мест как существенный принцип понимания мира и построения его моделей. Однако подобная оценка встречает критику со стороны ряда философов, которые указывают на то, что ряд оппозиций и структур берут свое начало в определенном понимании иерархичности, связанной с принципом вертикали.
В философии Хайдеггера существенным оказывается понятие глубины, но сама глубина не является единственным принципом, осуществляющим строение мира. Силы раскалывания производят постоянное раскрытие глубины, но они неизбежно сталкиваются с затворяющей силой. Подобное столкновение приводит к оформлению пространства мира, формированию той поверхности, которая является как единственным действительным местом мира, так и местом для дальнейшей работы сил раскалывания. Т. о., в хайдеггеровской философии существенной оказывается не сама по себе глубина, а соотносимость, отношение глубины и поверхности.
Для Деррида, как и для Хайдеггера, оказывается существенным соотношение П. и глубины. Ряд работ Деррида посвящены демонстрации ограниченности самой оппозиции П. и глубины. Деррида не просто указывает, но и обнаруживает в своих работах соскальзывание П. в глубину и вынесение глубины на отмель П. Неоднозначность дерридианского понятия бездны фиксирует эту возможность оборачивания глубины и поверхности. Само место поверхности и глубины у Деррида оказываются соотнесенными с рядом других существенных мест и идей его философии, в частности с темами понимания истины, истории, места женщины, судьбы Европы и т. д. Деррида пытается деконструировать некоторые иерархические оппозиции, лежащие в основании фонологоцентризма; в работе такого деконструирования и происходит стирание границ между П. и глубиной и т. о. достигается принципиальное равноправие всех направлений и связей.
Делез, как и Деррида, выступает за ниспровержение всяких иерархических оппозиций, но способ, каким оно осуществляется, иной. УДелеза иерархическое, властное отношение всегда оценивается отрицательно, как противостоящее множеству, другими словами, оно всегда с минусом. Этот минус проявляется в тезисе п-1, что означает, что из любого измерения должно быть произведено исключение дополнительного измерения, другими словами, того измерения, которое является иерархическим, измерением, производимым идеологией и приводящим к возникновению стазисного метаязыка. Такое измерение должно быть "вычтено", оно должно быть поставлено в один ряд с другими измерениями и явлениями. Можно сказать другими словами, что оно должно стать на ту же П., что и другие измерения или события. Т. о., П. по Делезу, - это пространство, образованное принципиально равноправными событиями. П. или поверхность - это место, где располагаются События, которые существуют как активное действие происходящего события. События, по. мнению Делеза, существуют сами по себе, и они не имеют своего внешнего измерения. В целом Событие может быть представлено как точка. Следовательно П. - это пространство, совсем лишенное глубины и высоты, пространство, не имеющее никакого измерения, кроме измерения События как такового, которое как чистый поверхностный эффект может только совпадать с П. и в этом отношении плоскость Делеза подобна геометрической П., не имеющей никакой глубины.
Д. В. Котелевский
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.